Цистерны Ж/д цистерна – вид подвижного состава, предназначенного для перевозки различных жидкостей. Основными перевозимыми грузами ж/д цистерн являются: нефть и продукты ее переработки, химически активные и агрессивные жидкие вещества (щелочи, кислоты и т.п.), сжиженные газы (пропан, бутан, метан и др.), вода, молоко, соки, спирты, спиртосодержащие жидкости, а также различные мелкодисперсные порошки: мука, цемент, тальк и т.п. Масса перевозимого в цистерне груза определяется путем взвешивания или по обмеру. При обмере производится замер высоты налива и установление объема налитого груза с использованием специальных калибровочных таблиц. Необходимо отметить, что масса нефтепродуктов определяется только по замеру, пищевых грузов – взвешиванием на вагонных весах, а при их отсутствии на товарных весах. При определении массы по замеру грузоотправитель обязан указать высоту налива. температуру и плотность продукта. Конструкция вагона-цистерны Кузов ж/д вагона представляет собой цилиндрическую емкость, закрытую с боков эллиптическими днищами. Емкости цистерн имеют различные устройства для загрузки / выгрузки, различающиеся в зависимости от перевозимого груза. Также в зависимости от перевозимого груза вагоны-цистерны могут иметь теплоизоляционное покрытие, оборудование для подогрева перевозимого груза, а также приборы контроля состояния груза. В ж/д цистернах рамной конструкции нагрузки, возникающие в процессе движения поезда, воспринимаются несущей рамой, в безрамных цистернах функцию несущей рамы выполняют сами емкости. Дополнительно для повышения прочности и жесткости емкостей железнодорожных цистерн большого диаметра и длины емкости могут усиливаться кольцами-шпангоутами на наружной или внутренней поверхности. Типы ж/д цистерн Различаются следующие типы ж/д цистерн: по типу: вагоны-цистерны общего назначения для перевозки нефтепродуктов; вагоны-цистерны специального назначения для перевозки определенных видов грузов. по конструкции: ж/д цистерны с рамной конструкцией; ж/д цистерны с безрамной конструкцией. по числу осей: четырехосные ж/д цистерны; шестиосные ж/д цистерны; восьмиосные ж/д цистерны. по емкости: грузоподъемность вагонов-цистерн варьируется от 22,9 т до 125 т. Объем ж/д цистерны колеблется от 25,2 м3 до 161,5 м3. Слив ж/д цистерн Быстрый слив ж/д цистерн в значительной степени влияет на оборачиваемость подвижного состава и определяет эффективность ж/д перевозок. Слив вагонов-цистерн осуществляется на сливо-наливных эстакадах через донный клапан при открытой крышке заливного люка цистерны. В холодный период года ввиду наличия небольшого количества воды донный клапан может примерзать и его открытие может быть проблематичным. Открытие донного клапана для слива ж/д цистерны осуществляется из заливного люка при помощи винтового механизма. При неисправном донном клапане слив осуществляется через заливной люк при помощи специального устройства на установках слива. Так как вязкость таких нефтепродуктов как мазут, вакуумный газойль, битум и др. недостаточна для слива, предварительно они разогреваются путем подачи в цистерну и откачки подогретого продукта или пара, когда допустимо обводнение продукта. Технические характеристики ж/д цистерн Модель Описание Грузоподъемность Масса тары вагона Объём кузова 15-871 8-осная железнодорожная цистерна для нефтепродуктов 120 т 48,8 т 140 м3 15-880 8-осная железнодорожная цистерна для нефти 125 т 51 т 159 м3 15-869 4-осная железнодорожная цистерна для бензина и светлых нефтепродуктов 62 т 23,5 т 88,6 м3 15-1427 4-осная железнодорожная цистерна для бензина с переходной площадкой 60 т 23,4 т 73,1 м3 15-1566 4-осная цистерна для вязких нефтепродуктов 63,5 т 24,23 т 73,17 м3 15-1405 4-осная цистерна для цемента 61 т 24,15 т 62,36 м3 15-1401 4-осная цистерна для серной кислоты 60 т 21,6 т 32,68 м3 15-1402 4-осная цистерна для олеума 60 т 21,7 т 32,7 м3 15-Ц857 4-осная цистерна для олеума с переходной площадкой 50 т 24,7 т 26 м3 15-1404 4-осная цистерна для слабой азотной кислоты 61,5 т 22,33 т 46,86 м3 15-1554 4-осная цистерна для соляной кислоты 62 т 22,5 т 54,06 м3 15-1514 4-осная цистерна для меланжа 62 т 21,84 т 44,8 м3 15-898 4-осная цистерна для фенола 62 т 23,4 т 62,39 м3 15-1414 4-осная цистерна для этиловой жидкости 60,65 т 22,24 т 38,7 м3 15-1407 4-осная цистерна для пропана 22,9 т 35,2 т 54 м3 15-1581 8-осная цистерна для аммиака 92,3 т 77 т 161,5 м3 15-1597 4-осная цистерна для аммиака 43 т 38,4 т 75,5 м3 15-1556 4-осная цистерна для хлора 57,5 т 29,4 т 46 м3 15-1413 4-осная цистерна для патоки 62 т 22,26 т 46,11 м3 15-886 4-осная цистерна для молока 31,2 т 23,3 т 30,24 м3 15-Ц858 4-осная цистерна для молока с переходной площадкой 26 т 26 т 25,2 м3 15-1454 4-осная цистерна для спирта 59 т 23,2 т 73,1 м3 15-1593 4-осная цистерна для виноматериалов 63 т 25 т 60,67 м3 15-1535 4-осная цистерна для виноматериалов 57,5 т 25,8 т 61,17 м3 15-1412 4-осная цистерна для жёлтого фосфора 59 т 21,4 т 38,7 м3 15-884 4-осная цистерна для кальцинированной соды 54 т 31,3 т 101,57 м3 15-1498 4-осная цистерна для поливинилхлорида 55,5 т 30 т 99,2 м3 15-1482 4-осная цистерна для расплавленной серы 62 т 25,8 т 38,5 м3 15-1565 4-осная цистерна для пасты сульфанола 62 т 26 т 55,2 м3 15-1532 4-осная цистерна для жидкого пека 60 т 27,5 т 54,4 м3 15-1536 4-осная железнодорожная цистерна для нафталина 50,8 т 28,3 т 52,5 м3 15-1538 4-осная железнодорожная цистерна для нафталина 50,8 т 28,3 т 52,5 м3 15-1538 4-осная железнодорожная цистерна для ядохимикатов 60 т 23,2 т 44,8 м3 15-1421 4-осная железнодорожная цистерна для винилхлорида 58,4 т 28,8 т 73 м3 15-1445 8-осная железнодорожная цистерна для порошкообразных грузов 119 т 52,7 т 130 м3 15-1200 4-осная железнодорожная цистерна для сжиженных углеводородных газов 31 т 36 т 50 м3