Полувагоны

Полувагон
Полувагон представляет собой железнодорожный грузовой вагон без крыши с высокими бортами. Полувагоны предназначены для перевозки навалочных грузов: руда, уголь, лесоматериалы и т.п., а также контейнеров и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

Разгрузка полувагонов обычно производится двумя способами: выгрузка навалочных грузов самотеком через люки (через борта при использовании вагоноопрокидывателя) или путем вычерпывания груза без открывания люков. Разгрузка полувагонов через люки производится на повышенных путях (эстакадах) или над приемными бункерами. Вычерпывание груза из полувагонов производится грейфером или ковшами. Разгрузка полувагонов путем вычерпывания является менее эффективной, ввиду своей меньшей производительности и необходимости ручной очистки остатков груза из вагона. Более эффективной является разгрузка полувагонов путем их опрокидывания.

Конструкция полувагонов

Кузов полувагона не имеет крыши или в небольшом количестве моделей крыша является съемной. Это обеспечивает удобство, а главное быстроту погрузки грузов (нормативное время погрузки полувагона составляет не более 50 минут). Кузов полувагона может быть глухим или иметь раскрывающиеся торцевые стенки и люки в полу. В левом заднем и правом переднем углу имеется скобтрап.

Полувагоны со съемной крышей объединяют в себе преимущества крытых вагонов и открытых полувагонов. С одной стороны, при снятой крыше они обеспечивают высокую скорость погрузки, с другой – крыша обеспечивает защиту от атмосферных осадков. Для крепления крыши на вагоне используются талрепы, стяжные ремни и т.п. Для установки и снятия крыши возможно применение различных подъемно-транспортных механизмов при условии соблюдения требований по грузоподъемности и правильности строповки.

Виды полувагонов

Полувагоны могут быть:

  • люковые полувагоны. Такие полувагоны имеют или одновременно открывающиеся торцевые двери и люки в полу, или только люки.
  • глуходонные. Кузов таких полувагонов не имеет ни дверей, ни люков. Их используют для перевозки сыпучих грузов при разгрузке на вагоноопрокидывателях или при перевозке контейнеров.

Технические характеристики полувагонов

 

Модель Описание Грузоподъемность Масса вагона (тара) Объём кузова
11-Н003 4-осный вагон для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона с тормозной площадкой 33 т  22,4 т
12-119 4-осный цельнометаллический полувагон с глухими торцовыми стенами 69 т 22,5 т  76 м3
12-127 4-осный цельнометаллический полувагон 70 т 23,9 т 76 м3
12-132 4-осный полувагон, с люками в полу и глухими торцовыми стенами 70 т 24 т 88 м3
12-141 4-осный цельнометаллический полувагон с глухими торцовыми стенами 71 т 23 т 77 м3
12-141, 12-119 4-осный полувагон со съемной крышей 68 т 25,6 т 90 м3
12-146 4-осный полувагон со съемной крышей  64 т 30 т  88 м3
12-159 4-осный специализированный полувагон для перевозки автомобилей 64 т 29 т
12-175 4-осный полувагон с глухим кузовом 69 т 25 т 88 м3
12-282 4-осный полувагон для перевозки рулонной стали 70 т 24 т
12-282М 4-осный полувагон для перевозки рулонной стали 70 т 24 т
12-283 4-осный полувагон с глухим кузово 67 т 27 т 132 м3
12-284 4-осный полувагон для перевозки бунтов проволки-канатки  66 т 28 т
12-288 4-осный полувагон для рулонной стали 69 т 25 т
12-295 4-осный полувагон с глухим кузовом 71 т 23 т 75,2 м3
12-508 8-осный полувагон 125 т 45,17 т 137,5 м3
12-532 4-осный цельметаллический полувагон 69 т 22,2 т 73 м3
12-726 4-осный цельметаллический полувагон 69 т 22 т 73 м3
12-753 4-осный полувагон 69 т 22,5 т 74 м3
12-757 4-осный полувагон с уширенным дверным проемом 69 т 25 т 85 м3
12-1000 4-осный цельнометаллический полувагон 69 т 22 т 73 м3
12-1505 4-осный цельнометаллический полувагон с глухим кузовом 69 т 21,1 т 76 м3
12-1592 4-осный полувагон с глухим кузовом 71 т 21,28 т 83 м3
12-4004 4-осный полувагон для технологической щепы 58 т 30 т 154 м3
12-П152 6-осный цельнометаллический полувагон 94 т 32,4 т 106 м3
12-П153 4-осный полувагон с тормозной площадкой 63 т 23,2 т 64 м3
13-Н001 4-осный вагон для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона 33 т 21 т
13-Н001 4-осный вагон для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона 33 т 21 т
19-923a 4-осный полувагон для сыпучих стройматериалов 70 т 22 т 61 м3
20-471 4-осный полувагон-хоппер для горячих окатышей 65 т 23 т 42 м3
20-480 4-осный полувагон-хоппер для горячих окатышей и агломерата 70 т 22 т
20-4015 4-осный вагон для горячих окатышей 75 т 25 т 45 м3
22-445 4-осный полувагон-хоппер для кокса 59 т 30 т 118 м3
22-466 8-осный полувагон с глухим кузовом для медной руды 105 т 44,4 т  63,3 м3
22-473 4-осный полувагон-хоппер для торфа 58 т 25,5 т 110 м3
22-478 4-осный цельнометаллический полувагон для технологической щепы 70 т 22 т 61 м3
22-4003 4-осный вагон-хоппер для угля 90 т 29,5 т 83 м3
22-4008 4-осный полувагон для сыпучих металлических грузов 100 т 28 т 60 м3
22-4024 8-осный полувагон с глухим кузовом для медной руды 115 т 46 т 71 м3
22-4070 4-осный вагон-хоппер для охлажденного кокса 61 т 32,8 т 130 м3
25-4086 4-осный вагон-хоппер для сыпучих грузов 71 т 23 т 50 м3
55-76, 55-76М 4-осный хоппер-дозатор 76 т 24 т 44,5 м3
55-320 4-осный саморазгружающийся полувагон 72 т 21 т 45 / 41 м3
55-3100 4-осный саморазгружающийся полувагон 75 т 25 т 80 м3

Инновационные полувагоны

Полувагон

С недавних пор на железной дороге появились, так называемые, инновационные полувагоны. Новые инновационные полувагоны отличаются улучшенными технико-эксплуатационными характеристиками. Срок службы инновационного полувагона выше и составляет 32 года в отличие от универсального полувагона, который служит всего 22 года. Объем кузова также больше и составляет 94 кубических метра против 88 у универсального полувагона. Грузоподъемность нового полувагона составляет 75 тонн, что на 5,5 тонн больше, чем у обычного универсального полувагона. В настоящее время наиболее крупными производителями инновационных полувагонов являются АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВК) и ПАО «НПК «Объединённая вагонная компания» (ОВК).