Вагоны-термосы Вагон-термос – разновидность изотермического вагона, кузов которого для уменьшения теплового воздействия окружающего воздуха снабжен теплоизоляцией из пенополиуретана, полистирола и других изоляционных материалов. Изотермический вагон-термос предназначен для перевозки скоропортящихся грузов, предварительно прошедших термическую обработку (охлаждение или заморозку). В отличие от вагонов-рефрижераторов, которые также являются изотермическими вагонами, вагон-термос не имеет холодильной установки. Поддержание требуемой температуры в движении обеспечивается за счет теплоизоляции и тепловой энергии, которую имеет груз при погрузке. Из-за невозможности обеспечения абсолютной теплоизоляции и неизбежного нагрева груза вагоны-термосы имеют ограничения по дальности перевозки и сроку нахождения в пути. Вагоны-термосы не требуют персонала для сопровождения. Характеристики вагона-термоса Так как большинство из эксплуатируемых в настоящее время вагонов-термосов были произведены на немецком заводе FTD Fahrzeugtechnik Dessau AG (в г. Дессау, ГДР), то приведем технические характеристики вагона-термоса на их примере. Модель данных вагонов-термосов ТН-4-201. Назначение – перевозка штучных и тарно-упакованных грузов. Технические характеристики изотермического вагона-термоса ТН-4-201 Параметр Модель ТН-4-201 Тип вагона Вагон-термос 4-осный Материал кузова 09Г2С, 09Г2Д, 09Г2, 09Г2СД-12 Тележка 18-100 Осность вагона 4 Ширина колеи 1520 мм Наличие переходной площадки Нет Тара вагона (минимальная) 32,3 т Тара вагона (максимальная) 33,5 т Грузоподъёмность 60,0 т Объём 53,0 м3 База вагона 16800 мм Высота от уровня головки рельса 4690 мм Максимальная ширина 3094 мм Габарит по ГОСТ 9238-2013 1-Т Длина по осям автосцепок 22160 мм Размер дверного проёма 2700×2300 мм Конструкция изотермического вагона-термоса ТН-4-201 Кузов вагона цельнометаллический, изготавливался по типу «сэндвич», наружная обшивка – из низколегированной стали, внутренняя – из алюминиевого сплава. Обшивка потолка выполнялась из экостали толщиной 0,75 мм. Экосталь представляет собой оцинкованный стальной лист, покрытый изнутри жаропрочной пленкой из пластмассы или слоем специального лака. В торцах вагона устанавливаются защитные стенки из оцинкованного листа. Они предназначаются для защиты основных торцевых стенок от повреждения при срыве с крепления перевозимого груза. Пол выполнен из двух слоев стеклопластика, между которыми находятся бумажные вертикальные сегменты, заполненные вспененным полиуретаном. Сверху пол обшит многослойной фанерой толщиной 18 мм, покрытой сверху биологически нейтральной резиной. В грузовом помещении на пол дополнительно укладываются оцинкованные стальные решетки. Разновидностью изотермического вагона термоса является цистерна-термос, предназначенная для перевозки коньяка, спирта, прочих виноматериалов, а также молока и других жидкостей, требующих специального температурного режима при перевозке. Конструктивно цистерна-термос отличается от обычной цистерны наличием слоя теплоизоляции между внутренней емкостью и наружным котлом. Емкость изготавливается из коррозионностойких нержавеющих сталей, наружный слой – из полированной нержавеющей стали. Для соблюдения температурного режима перевозки температура загружаемых в цистерну-термос продуктов должна быть не выше +15оС летом и не ниже +8оС зимой. Также в качестве изотермических вагонов-термосов используются переделки из других типов вагонов. Среди них: ИВТ — изотермический вагон-термос, переоборудованный из рефрижераторного вагона путем снятия электрического и холодильного оборудования; КРУ – крытый вагон с утепленным кузовом – крытый вагон с дополнительным слоем теплоизоляции. В переоборудованных изотермических вагонах допускается перевозка штучных, тарно-упакованных и пакетированных нескоропортящихся продовольственных товаров и отдельных видов скоропортящихся грузов.